Что умеет делать ребенок в первый месяц жизни. Развитие грудничков, поведение, что должен уметь ребенок по месяцам Ребенку месяц что он должен уметь

  • 01.04.2022

Екатерина Ракитина

Доктор Dietrich Bonhoeffer Klinikum, Германия

Время на чтение: 5 минут

А А

Последнее обновление статьи: 02.07.2019

Не расстраивайтесь, если ваш малыш не умеет что-либо из перечисленного ниже. Некоторые дети развиваются быстрее, другие медленнее. Это среднестатистические показатели того, что должен уметь годовалый ребенок. Это нормально, если ребенок немного отстает от норм для своего возраста.

Что должен уметь ребенок в 1 год? Запомните, ребенок никому ничего не должен. Он развивается так, как заложено его природой. Попробуйте позаниматься с ним, больше уделяйте времени познавательным и развивающим полезным занятиям. И не делайте поспешных выводов. Альберт Эйнштейн заговорил в три года, и в своем детстве далеко не был похож на вундеркинда. Так что предоставленная информация ниже никак не должна повлиять на ваше мнение о ребенке.

Что может уметь дитя в двенадцать месяцев?

  • говорить около пятнадцати легких слов и их имитаций;
  • ходить без посторонней помощи;
  • менять поведение при разных людях;
  • делать самостоятельные поступки;
  • ярко выражать отрицательные эмоции;
  • складывать пирамидки, делать башню из нескольких фигур;
  • делать из пластилина колбаски или лепешки;
  • проявлять интерес к определенным занятиям, выражать любовь или неприятие к ним;
  • комментировать происходящее при рисовании;
  • откусывать и пережевывать твердую еду;
  • самостоятельно пользоваться ложкой с чашкой;
  • приседать, вставать самостоятельно на ноги;
  • залезать на диван и слазить с него;
  • открывать и закрывать крышечки банок, складывать и доставать оттуда предметы;
  • имитировать поведение взрослых — кормить, ругать, ухаживать за своими игрушками;
  • открывать и закрывать шкафчики, доставать и складывать оттуда вещи;
  • эмоционально показывать различные чувства;
  • реагировать на музыку;
  • имитировать речь взрослых;
  • махать ручками по типу прощания, делать ладушки;
  • различать и указывать на предметы;
  • делать гримасы.

Первый годик самый знаменательный. Малюсенький, мало ориентирующийся в происходящем человечек стал увереннее, самостоятельным, теперь кроха знает, чего хочет и требует этого от других. Сейчас вы уже общаетесь с ним с помощью слов, у него их целых десять или пятнадцать.

В большинстве своем произношение ребенка эмоционально, не поддается законам грамматики и больше похоже на сплошные междометия. Малыш чаще говорит сам себе, но обращаясь к остальным — ждет понимания со своевременной реакцией. Он может жестикулировать, чтобы вы понимали, что ему нужно. Он с удовольствием делает все, что вы ему поручите.

Ребенок воспринимает слова запрета и поощрения, понимает, когда его бранят, а когда дают свободу действий. Он уже знает название занятий. Например, гулять, кушать, отдыхать, и дает реакцию на них соответственно. Может радоваться либо сопротивляться.

Проявление упрямства

Ребенок чаще действует самостоятельно, он становится гордым и настаивает на своем. Если на него не реагируют, он может падать на пол, топать ножками, пищать.

Следует простить малышу такую истерию и помочь научиться справляться со своими эмоциями. Если он этому не научится с вашей помощью, в дальнейшем у него могут появиться проблемы со здоровьем.

Когда ребенок себя ведет таким образом, попытайтесь ему объяснить, что поняли чего он хотел, постарайтесь успокоить, покачать. Когда у малыша снова появиться настроение, вернитесь к произошедшей ситуации и проясните что не так и почему его поведение было неприемлемым. Так вы сможете научиться преодолеть с ребенком его эмоциональные кризисы и переходные периоды.

Старайтесь давать малышу возможность проявлять самостоятельность, делать выбор.

Например, вы знаете, что оденете ребенка быстрее или спешите, но позвольте ему хотя бы натянуть шапочку или носок. Предоставляйте возможность чаду выбирать одежду, которую он сегодня хочет одеть. Спрашивайте, куда ему хочется пойти или как поиграть. Предложите выбрать обед. Эти простенькие самостоятельные решения помогут ему понять, что он важен и с ним считаются. Он будет развиваться в своей самостоятельности.

Не нужно принуждать малыша делать то, что он не хочет делать. В рамках разумного.

Например, не нужно заставлять рисовать, складывать кубики, если он этим заниматься сейчас не хочет. Пользы от подобного принуждения нет, а ребенок может психологически пострадать от насилия родителей.

В годик дети ходят без посторонней помощи. Они очень любят вещи, которые можно катать перед собой. Это может быть коляска, например.

Если чадо не ходит вообще, не нужно огорчаться. Стоит уделить больше времени для гимнастики с массажем. Довольно скоро он начнет ходить.

Испытание на выносливость для мамы

Одним из его прогрессов является умение проявлять себя по-разному при разных людях. И чем ближе к нему человек, тем он больше капризничает и балуется. С чужими людьми он самый воспитанный и скромный ребенок.

Когда рядом мама, крошечка дерется, балуется, топает ножками, выплевывает еду. Маме может показаться, что он испытывает ее любовь на прочность.

Действительно, ребенку важно убедиться, что мама его будет любить всяким.

И чем раньше он это поймет, тем меньше будет вредничать. Если мама неадекватно реагирует на такое баловство — поведение чада только усугубиться.

В годик в рацион крохи уже могут быть введены почты все продукты.

Но необходим запрет на сладкое, острое, приправы, помидоры, обычный творог, колбасные изделия.

Радует то, что ребенок с ловкостью держит ложку с вилкой, умеет ими орудовать. Привычные бутылочки с соской можно сменить на чашечки или поильники. Хотя бы дома.

Игры для развития годовалого ребенка

Толкание — игры на уверенность и координацию

В годик деткам нравится умение толкать предметы. Они любят следить за движением, им по нраву, что это они заставляют эти вещи двигаться. Игровое толкание дает детям ощущение власти и собственную силы. Это прекрасный метод воспитания уверенности и развитие детской координации.

Можно взять пару вещей, которые легко толкаются. Это могут быть всякие игрушки, машинки. На счет три толкайте ее и мотивируйте сделать то же самое ребенка. Когда малыш будет постоянно повторять этот счет, значит ему понравилось так играть.

Забота — как воспитать ласкового ребенка

Чтобы ребенок рос ласковым, поиграйте в такую игру. Сев на пол, разложите вокруг малыша его мягенькие игрушки. Из них возьмите одну, приласкайте, покачайте, поговорите с ней ласково, сделайте ей парочку комплиментов. Потом также нежно поласкайте ребенка. Потом какую-нибудь из игрушек отдайте ребенку и попросите ее погладить. Продолжайте так играть, пока ему не надоест. Потом вы увидите как ребенок начнет в нее играть сам. Так вы прививаете умение проявлять любовь к остальным.

Пищалки — творческие игры

Попробуйте тонким голосом перепеть любимые песни. Возьмите его на руки, спойте песенку обычным тоном, затем тонким голосом. Внимание ребенка будет выше во второй раз. Если тонким голосом говорить слова, ребенок больше концентрируется на них.

Бум!

Посадите чадо на коленки к себе личиком. На счет: один…-три-бум осторожно прислоните его лобиком к себе. После на тот же счет прислоните его носик, и с каждым таким разом прижимайте новую часть тела.

Доверие и любовь

Возьмите кроху на ручки и, укачивая, напойте колыбельную либо другую успокаивающую песенку по типу «Баюшки». Подобные движения кроху будут успокаивать и укрепят доверительные связи между вами. В конце песенки обязательно прижмите его к себе крепко и поцелуйте.

Попасть в отверстие — развитие мелкой моторики и ловкости

Нужен сосуд с большой горловиной, либо даже кастрюля. Дайте ребенку предметы засовывать туда. И каждый раз выбирайте посудину с более узким горлышком, пока не дойдете до пластиковой бутылки. Привязываете предмет на ниточку длиной двадцать сантиметров, и показывайте ребенку как можно засовывать и высовывать предмет в бутылку и из нее. В таком упражнении вы развиваете мелкую моторику рук ребенка, а также ловкость, зоркость.

Можно купить что-нибудь наподобие в магазине — к примеру, настольную рыбалку, где с помощью магнита можно ловить рыбок на удочку. Но если сделать такую игрушку своими руками, то можно, во-первых, проявить фантазию, а во-вторых, периодически модернизировать ее, чтобы игра ребенку не наскучила.

Все дети индивидуальны, не забывайте об этом! Не подстраивайте дитя под общие шаблоны, воспитывайте личность.

Читайте далее:

Если родители будут знать, что должен уметь ребенок в 1 месяц, то они смогут направить физиологическое и психическое развитие новорожденного малыша в нужное русло. Многие изменения практически не заметны, но в течение первых 30 дней с момента рождения младенец приобретает новые рефлексы, навыки, начинает произносить первые звуки, которые отличаются от плача.

Развитие ребенка в первый месяц жизни

Первый месяц жизни новорожденного является самым сложным периодом, когда ребенок адаптируется к новым условиям, поэтому важно создать условия для его полноценного развития, чтобы малыш рос здоровым. Все процедуры очень просты. В их число входят:

  • правильный режим дня;
  • своевременное кормление;
  • массаж и гимнастика;
  • дневное и вечернее купание;
  • общение с родителями.

Последний пункт очень важен. Молодые родители считают, что младенец в этом возрасте еще слишком мал. Однако он начинает различать голоса папы, мамы и других членов семьи от прочих звуков и успокаивается, услышав их. Доказано, что в дальнейшем ребенок активно развивается, если с рождения родители занимаются с ним. К способам общения относится:

  • пение детских песенок;
  • слушание классической или другой спокойной музыки;
  • «сюсюканье» с младенцем;
  • показ ярких предметов, фото и игрушек.

Что должен делать ребенок в месяц

Весь первый месяц у новорожденного составляет периоды, состоящие из кормления, бодрствования и сна. В это время грудной младенец способен проспать 3-5 часов даже днем. Маму это не должно волновать, потому что такое поведение нормально для первых нескольких недель. В периоды бодрствования рекомендуется проводить разные процедуры – лечебную гимнастику, занятия и купание. Тогда же можно заниматься с крохой, показывая ему яркие игрушки и включая детские песенки.

После того как пройдут первые тридцать дней с рождения ребенка, его осматривает на дому участковый педиатр. Он производит замеры и проводит специальные тесты, которые помогут определить, что умеет малыш в 1 месяц. Врач записывает все наблюдения и сравнивает со шкалой средних показателей для мальчиков и девочек. Такое обследование помогает выявить многие нарушения в младенческом возрасте.

Рефлексы малыша

Реакция грудничка на внешнее раздражение называется рефлексом. С самого рождения кроха обладает только безусловными рефлексами, которые присущи всем млекопитающим. Постепенно происходит приспособление к внешнему миру и приобретение новых навыков. К основным рефлексам ребенка в 1 месяц относятся следующие:

  1. Искательный – поворот головы в сторону раздражителя, коснувшегося щеки.
  2. Хватательный – рефлекторное сжимание ручками любого предмета. Кроха начинает удерживать пальцы мамы или игрушку.
  3. Сосательный рефлекс – совершение характерных движений губами, как только что-нибудь попадет в рот.
  4. Бабкина – после надавливания на ладошку ребенок начинает активно поворачивать голову в стороны, пытаясь найти грудь.
  5. Защитный – если ребенка положить на живот, то он будет поворачивать головку в сторону или вверх и пытаться удерживать ее.
  6. Шаговый – совершение шагов при постановке на ровную поверхность и наклоне вперед.
  7. Ползательный – отталкивание ногами и совершение движений, напоминающих ползание. При этом малыш должен находиться на животе, а взрослый надавливать ему на стопы.

Физическое развитие

В плане физического развития месячный ребенок выглядит совсем по-другому, нежели новорожденный. Его уже нельзя оставлять одного на пеленальном столике во время солнечных ванн, хоть он еще не умеет самостоятельно переворачиваться. Кроха постоянно совершает движения ручками и ножками. Эти действия непроизвольные, но активные. К тому, что должен уметь любой ребенок в 1 месяц, относится способность удерживать головку на несколько секунд при выкладывании на живот.

Во время проверки хватательного навыка можно заметить, что малыш активно цепляется за пальцы взрослого, так сильно, что даже немного приподнимается над столом. Это тоже является хорошим показателем физического развития. При проведении такого теста нужно положить под голову ребенка пеленку или плоскую подушку, чтобы он случайно не ударился, если отпустит пальцы.

Мимика

В перечень того, что должен уметь ребенок в 1 месяц, входит и мимика. Он начинает корчить рожицы, по которым можно догадаться о его настроении, кроме того уже умеет понимать эмоции взрослых. В это время у младенца уже есть эмоциональная реакция на ласковые слова. Он улыбается, если видит маму. Развить мимические умения крохи можно при помощи простого упражнения, называющегося «зеркало». Взрослый высовывает язык, надувает щеки или улыбается, а ребенок пытается повторить мимику.

Слух

В отличие от новорожденного, который не реагирует на разговоры или музыку, у месячного младенца слух развит очень хорошо. Он начинает реагировать на шумы и умеет различать звуки – знакомые и незнакомые, громкие и тихие. Для того чтобы развивать слух, нужно звенеть погремушкой с разных сторон, младенец должен повернуть голову к слуховому раздражителю. Обычной реакцией на резкий, внезапный звук является плач. Это происходит, даже если ребенок находится в фазе глубокого сна.

Речевые функции

Восприятие чужой речи происходит с первых дней. Если происходит нормальное психическое развитие ребенка в 1 месяц, то к этому времени его однообразный крик уже имеет интонацию, которую можно различить в зависимости от того, что хочет малыш. Кроме того, в спокойном состоянии появляются разнообразные звуки, служащие основой для будущей речи. Пока это только гласные – «а», «у», «и», «э».

Видео

Время с маленьким ребенком пролетает очень быстро. Совсем недавно малыш был крохотным комочком, не умеющим ни поднять голову, ни произнести какие-либо звуки, ни сфокусировать взгляд. За первый год младенец кардинально изменился, стал многое понимать, произнес первые слова, сделал первые шаги и продолжает познавать окружающий мир. Давайте узнаем, как определить, нормально ли развивается ребенок, а также как стимулировать дальнейшее развитие годовалого малыша.

Физиологические изменения

  • Ребенок к 12 месяцам обычно утраивает вес, с которым он родился. Теперь темпы прибавки веса и увеличения роста по сравнению с первым полугодием жизни значительно замедляются.
  • Стопы годовалого ребенка пока еще плоские, а свод у них отсутствует. Если малыш только начал самостоятельно ходить, на его стопах еще имеются жировые подушечки. По мере освоения ходьбы они исчезают, а у ступней появляется изгиб.
  • Средним количеством зубов, которое имеется у годовалых малышей, является 8. При этом у одних деток уже может быть 12 зубов, а у других – лишь 1-2 первых зуба. Это все варианты нормы, не требующие обращения к врачу. Проконсультироваться с педиатром нужно лишь при отсутствии зубов в 1 год.

Физическое развитие

За двенадцатый месяц жизни малыш набирает примерно 350 грамм веса, а его рост удлиняется еще на 1-1,5 сантиметра. И окружность головы, и окружность груди ребенка в этом возрасте увеличивается в среднем на 0,5 сантиметра.

Разные детки развиваются физически с разной скоростью, но на основе показателей у большого числа малышей определенной возрастной категории специалисты установили границы нормы для таких показателей. Эти границы вместе со средними показателями для годовалых детей мы отметили в таблице:

Вы можете воспользоваться калькулятором, чтобы рассчитать нормы для Вашего ребенка . Калькулятор основан на нормах роста и веса от Всемирной Организации Здравоохранения (ВОЗ).

Калькулятор роста и веса

При ударе о предметы мебели некоторые родители учат ребенка давать «сдачу». Стоит ли это делать, смотрите в следующем видео Ларисы Свиридовой.

Рассчитайте календарь прививок

Укажите дату рождения ребенка

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 Января Февраля Марта Апреля Мая Июня Июля Августа Сентября Октября Ноября Декабря 2020 2019 2018 2017 2016 2015 2014 2013 2012 2011 2010 2009 2008 2007 2006 2005 2004 2003 2002 2001 2000

Сформировать календарь

Что малыш умеет?

  • Ребенок 12 месяцев двигается очень активно и много. Большинство карапузов к годовалому возрасту уже умеет самостоятельно ходить и постоянно совершенствует этот навык. Тем не менее, некоторые детки в 1 год еще нуждаются в маминой поддержке во время ходьбы или не спешат начать ходить, предпочитая быстрое передвижение на четвереньках.
  • Также ребенок одного года уже может сидеть на корточках и самостоятельно подниматься из этого положения. Кроха уверенно поднимается по ступенькам и залезает на диван.
  • В одну руку малыш одного года способен взять 2 небольших предмета. Пуговицы и другие крохотные предметы ребенок берет указательным и большим пальцем.
  • У годовалого ребенка получается собирать пирамидку и строить башни из кубиков.
  • Речь ребенка включает примерно 10-15 простых слов из 1-2 слогов. Одно слово карапуза может иметь несколько значений. Кроха еще не выговаривает все буквы и может путать местами слоги.
  • Ребенок 1 года хорошо понимает речь родителей. Ему известно значение слов «можно», «нельзя», «дай», «возьми», «подойди» и многих других. Также он знает имена людей, с которыми часто общается. Малыш уже может ответить на простой вопрос.
  • Кроха может выполнять несложные поручения, например, помыть овощи, разложить столовые приборы, протереть пыль (конечно, на своем «малышковом» уровне).
  • Малышу нравится прятать и искать игрушки, бросать игрушки, создавать из кубиков постройки и разрушать их, наполнять ящики и коробки, а затем опорожнять их.
  • Двенадцатимесячный малыш интересуется сюжетными играми и знает, как в них играть. Кроха может уложить игрушку спать или покормить ее.
  • Услышав музыку, кроха будет пританцовывать и пробовать подпевать.
  • Малыш знает многих животных и может показать их как на прогулке, так и на картинках.
  • Кроха знает способ использования разных предметов.
  • Долговременная память ребенка развивается – малыш уже способен запоминать события нескольких дней назад.
  • Ребенок становится более самостоятельным с каждым днем. За столом он уже управляется с ложкой и сам пьет из чашки. У карапуза уже имеются определенные предпочтения в пище – какие-то продукты крохе совсем не нравятся, а какие-то, напротив, ребенок ест с большим удовольствием.

Для проверки, в нормальном ли темпе развивается ребенок, вам следует:

  • Оценить, умеет ли кроха ползать, стоять, держась за вашу руку, а также делать несколько шагов с вашей поддержкой.
  • Убедиться, что малыш использует хотя бы один жест, например, отрицательно крутит головой или машет рукой «пока».
  • Проверить, понимает ли ребенок ваши простые просьбы, например, взять игрушку или отдать ее вам.
  • Убедиться, что в речи ребенка есть минимум одно осмысленное слово.
  • Проверить, есть ли у малыша хотя бы один зуб или признаки его появления в ближайшее время.

Если при такой проверке что-либо вас насторожило, расскажите об этом педиатру во время планового осмотра в год.

Занятия для развития

  • Основным навыком, над которым «работает» годовалый ребенок, является ходьба. Если малыш продолжает ползать и не спешит делать первые шаги, можете привлечь кроху любимой игрушкой. Некоторые детки боятся утратить равновесие, поэтому ему может помочь начать ходить игрушка в руках.
  • Если существует возможность, давайте крохе походить босиком по земле, песку или траве.
  • Для стимуляции крупной моторики предлагайте ребенку играть с крупными машинками, мячами и другими игрушками большого размера.
  • Продолжайте заниматься с ребенком развитием мелкой моторики. Например, можно прицепить прищепки для белья на края банки от кофе и предложить ребенку их снимать. По-прежнему интересны и полезны ребенку игры с фасолью, крупой, песком, водой.
  • Также продолжайте речевое развитие карапуза. Много разговаривайте с ребенком, чтобы малыш мог изучать большое количество новых слов. Описывайте все, что вы делаете и предметы, которые видит малыш.
  • Играйте вместе с карапузом, но при этом позволяйте малышу делать самостоятельно то, что он может. Разыгрывайте вместе разные сюжеты с игрушками, например, как зайка делится с медвежонком печеньем, кукла купается в ванночке, мышонок приглашает в гости медвежонка.
  • Включайте ребенку музыку разных жанров, а также звуки разных предметов. Так вы будете стимулировать развитие слуха.
  • Занимайтесь с крохой рисованием, позволяя карапузу выводить первые каракули пальчиковыми красками, мелками или фломастерами. Малышу также понравится творить, используя пластилин и соленое тесто.
  • Ходите с малышом в песочницу, предлагая поиграть с совочком, формочками, ситом, грабельками.
  • В солнечный день обратите внимание крохи на ваши тени. Предложите наступить на вашу тень.
  • Давайте ребенку возможность играть с другими детками. Если у крохи нет сестрички или брата, приглашайте в гости знакомые семьи с малышами-дошкольниками.
  • Сделайте для малыша фотоальбом, в котором будут находиться фото всех близких родственников, а также картинки животных. Карапуз будет подолгу его рассматривать.
  • Ежедневно немного времени уделяйте совместному чтению с малышом. Приобретите для крохи детские книги с яркими иллюстрациями. Давайте возможность ребенку самому выбрать, какую книжку он будет «читать» сегодня.
  • Во время купания бросьте в ванночку маленькие игрушки, способные плавать, а затем дайте крохе сито или совочек, предложив собрать плавающие предметы в ведерко.

Разнообразьте день занятием по методике «Маленький Леонардо» О. Н. Тепляковой – эксперта по интеллектуальному развитию.

Психическое развитие

Развитие психической сферы годовалого малыша продолжает оставаться очень интенсивным. Ребенок дольше бодрствует и способен в течение нескольких минут концентрироваться на интересной игре с мамой. Именно поэтому все развивающие занятия должны проводиться только в форме игры.

На основе общения с мамой у крохи к первому дню рождения формируется доверие либо недоверие к миру, который его окружает. Если данный опыт общения будет позитивным, малыш будет ощущать себя в безопасности, а также будет проецировать положительные эмоции на окружающий мир.

На втором году жизни у ребенка активно продолжается сенсорное и познавательное развитие. Малыш узнает свойства предметов, их форму, цвета. В играх родителям следует постоянно направлять годовалого карапуза, поскольку без помощи и подсказок извне действия крохи будут оставаться однообразными. Проводя несложные занятия с малышами 1 года, родители помогают карапузу сравнить и различить предметы, развить память, освоить бытовые навыки.

Чтобы оценить психическое развитие ребенка в 1 год, можно воспользоваться такими тестами:

  • Дать малышу 2 кубика и показать, как построить башню. Ребенок не будет бросать кубики или тащить их в рот, а поставит один на другой. К 18 месяцам малыш уже будет способен применить для постройки башни 3-4 кубика.
  • Предложите крохе игрушку, в которой нужно вкладывать геометрические фигуры (рамку-вкладыш или сортер). Годовалый малыш должен вложить круг в отверстие для него.
  • Дайте карапузу пирамидку, предложив ее собрать. Малыш в 1-1,5 года попробует нанизывать кольца, но при этом не будет учитывать их размер. Правильно складывать пирамидку с учетом размера колец детки обучаются лишь к 2-летнему возрасту.
  • Оцените наличие навыков использования предметов быта. Карапуз 12-15 месяцев уже умеет правильно использовать ложку и чашку. В 1,5 года ребенок способен снимать носки, шапочку и варежки.

Моторика

Для оценки крупной моторики крохи выясните, умеет ли малыш длительно ходить, научился ли наклоняться и приседать, способен ли вставать с коленей и взбираться на диван. Упражнения, развивающие крупную моторику, будут включать:

  • Прыжки. Держите карапуза под мышки или за руки и пусть кроха прыгает на месте.
  • Залезание на диван и опускание обратно на пол. Для этой цели можно привлекать карапуза любимой игрушкой.
  • Лазание. Предложите крохе проползти под стулом, залезть в большую коробку и вылезти из нее.
  • Перешагивание. Разложив на полу разные предметы, погуляйте по комнате с карапузом, держа ребенка за руку. Когда кроха будет подходить к препятствию, показывайте, что сначала нужно поднять одну ножку и перешагнуть предмет, а затем сделать такой же шаг второй ногой.
  • Игры с мячом. Учите малыша бросать мяч на пол, при этом сначала давайте мячик крохе в руки, а затем положите рядом, чтобы ребенок сам взял мяч. Далее учите ловить мяч. Чтобы развивать глазомер, можете бросать мяч в коробку.

Чтобы развивать мелку моторику годовалого ребенка, можно:

  • Рисовать карандашами. Сначала придерживайте ручку крохи с карандашом и просто оставляйте на бумаге следы. Постарайтесь заинтересовать младенца рисованием.
  • Рисовать красками. Дайте малышу сухую кисточку и покажите, как оставлять мазки, а после этого приступайте к освоению рисования красками.
  • Лепить из пластилина. Скатайте шарик и покажите малышу, как из него можно сделать лепешку, после чего предложите карапузу повторить.
  • Втыкать в пластилин камешки, пуговицы, трубочки.
  • Лепить из соленого теста.
  • Приклеивать наклейки на себя или на листок.
  • Рисовать пальчиковыми красками.
  • Играть со шнуровками.
  • Наматывать нитки на клубок.
  • Играть с водой, крупой или песком, используя сито и ложку.
  • Закручивать и откручивать крышечки.
  • Играть с сортером и рамками-вкладышами.
  • Учиться справляться с крючками, липучками, кнопками, пуговицами.
  • Играть с прищепками.
  • Заниматься с сенсорной коробкой.

Развитие речи

На втором году жизни происходит становление речи малыша, а также быстрое ее совершенствование. Сначала кроха начинает понимать речь, а дальше в высоком темпе пополняет словарный запас и начинается этап активной речи. Одновременно происходит обогащение мимики и жестовой речи карапуза. В один год одно слово малыша может обозначать целую фразу.

Чтобы стимулировать речевое развитие годовалого ребенка, можно:

  • Рассматривать картинки в книжках, озвучивая нарисованное и задавая ребенку простые вопросы по рисунку, например, «где собачка?».
  • Читать с крохой считалки и потешки, короткие сказки и стишки, а также петь песенки.
  • Выполнять артикуляционную гимнастику.
  • Делать гимнастику и массаж пальчиков.
  • Рассказывать крохе обо всем, что способно заинтересовать карапуза – о природе, животных, времени года, домах и многом другом.

Пальчиковые игры помогут развитию крохи. Посмотрите видео Татьяны Лазаревой, где она показывает то, как можно играть с ребенком 1 года.

Примерный план на неделю по развитию годовалого ребенка

Чтобы занятия не надоедали крохе, не повторялись и включали все важные направления развития, стоит планировать их заранее минимум на одну неделю. Это позволит маме охватить все сферы развития карапуза и заранее подготовить материалы для развивающих игр.

Мы предлагаем пример недельного распорядка развивающих занятий для ребенка в возрасте 1-1,5 лет:

Понедельник

Вторник

Среда

Четверг

Пятница

Суббота

Воскресенье

Физическое развитие

Игры с мячом

Гимнастика под музыку

Упражнения на фитболе

Ходьба с препятствиями

Гимнастика по видео-уроку

Познавательное развитие

Собираем пазл

Находим целое по части

Игры с кубиками

Изучаем фрукты

Сортируем предметы по цвету

Игры с пирамидкой

Ищем пропавшую игрушку

Сенсорное и музыкальное развитие

Слушаем звуки музыкальных инструментов

Изучаем запахи

Изучаем материалы на ощупь

Слушаем детские песенки

Изучаем вкусы

Игра с сенсорной коробочкой

Слушаем классическую музыку

Мелкая моторика

Пальчиковая гимнастика

Игры с крупой

Игры со шнуровкой

Пальчиковая гимнастика

Игры с прищепками

Игры с наклейками

Игры с песком

Речевое развитие

Чтение сказки

Артикуляционная гимнастика

Обсуждение сюжетной картинки

Чтение стихов

Артикуляционная гимнастика

Рассматривание картинок и их обсуждение

Чтение потешек

Творческое развитие

Рисование пальчиковыми красками

Аппликация

Рисование карандашами

Рассчитайте свою таблицу введения прикорма

Что должен уметь новорождённый малыш в 1 месяц? Вовремя ли появились условные рефлексы? Ответы на эти вопросы помогут понять молодым родителям, правильно ли развивается кроха, всё ли в порядке с его здоровьем.

Ориентируйтесь на данные педиатров, сравнивайте показатели, но не паникуйте, если по некоторым параметрам новорождённый слегка отстаёт от нормы. Своевременно обратитесь к детскому врачу для коррекции рациона, режима дня.

Общая информация

Первый месяц – период, когда ребёнок адаптируется к окружающей среде. Малыш восстанавливается после родового процесса, постепенно забывает о перенесённом стрессе.

Первое время не требуйте от крохи ответной реакции на ваши действия, не расстраивайтесь, если новорождённый слабо реагирует на вашу улыбку. Мягкие, приятные интонации, ласковый голос не менее важны, чем достаточное количество молока у мамы.

Безразличие, нежелание разговаривать с ребёнком («он ведь всё равно мало что понимает») повышают тревожность, снижают чувство защищённости у новорождённого. Первый месяц – это не только бесконечные кормления и не проходящая усталость, но и период налаживания контакта между мамой, папой и младенцем, постепенное осознание нового состояния – «родители».

Уровень развития ребёнка в первый месяц

Что умеет ребенок в 1 месяц? Для оценки педиатры применяют несколько критериев. Родителям важно знать, правильно ли развивается кроха, при заметных отклонениях вовремя обратиться за помощью.

Зрение

Особенности:

  • глазки ещё развиваются, крохе трудно сконцентрировать взгляд, зрение ещё нечёткое;
  • к концу первого месяца малыш хорошо видит предметы, удалённые от него на 20–30 см. Вот почему яркая вращающаяся игрушка над кроваткой – хорошая тренировка зрительного нерва;
  • через 3–4 недели новорождённый различает лица взрослых при близком общении: во время кормления, процедур по уходу за младенцем;
  • в 1 месяц ребёнок умеет следить за движущейся перед глазами игрушкой. Одно условие – перемещайте предмет (лучше погремушку) медленно.

Слух

Особенности:

  • слышит младенец намного лучше, чем видит;
  • кроха легко понимает, откуда идёт звук, реагирует, поворачивает головку;
  • через 2–3 недели новорождённый различает голоса. Особенно приятны крохе высокие звуки. Вот почему мамин голос вызывает больше внимания, чем папин;
  • речевой аппарат развивается, к концу четвёртой недели новорождённый произносит первые «слова». Звуки совершенно не походят на речь взрослых людей, напоминают воркование голубей. Говорят, что ребёнок «гулит».

Совет! Обязательно общайтесь с грудничком, пойте колыбельные, включайте тихую, спокойную музыку. Крики, резкие звуки, громкая, агрессивная музыка пугают младенца, часто вызывают плач.

Рост и вес

О правильном развитии новорождённого говорят эти важные показатели. Развитие каждого малыша имеет свои особенности, но общие тенденции учитывайте обязательно.

Педиатр подскажет, достаточно ли граммов набрал новорождённый за первый месяц жизни или он отстаёт в весе. На показатели также влияет наследственность: у крупных родителей ребёнок вряд ли будет страдать от излишней худобы.

Оптимальные показатели:

  • достаточный набор массы тела – от 400 до 900 г. К концу 4-й недели девочки должны весить от 3,5 до 4, 8 кг, мальчики – от 3,7 до 5,2 кг;
  • активный рост – признак нормального развития крохи. Рост увеличивается от 2 до 4 см, достигает у мальчиков от 52 до 57 см, у девочек – от 50 до 56 см;
  • к объёму головы и грудной клетки также должно добавиться пару сантиметров.

В первые 2–4 дня после рождения кроха теряет лишнюю жидкость, вес уменьшается почти на 10%. При достаточном количестве молока у мамы, за несколько недель малютка восстановит вес, наберёт нужные граммы. Потеря веса на протяжении двух недель может свидетельствовать о тяжёлых патологиях пищеварительной системы. Обязательна консультация педиатра и гастроэнтеролога.

Реакция на окружающий мир

Особенности:

  • к месяцу малыш замечает, когда к кроватке подходит знакомый человек: двигает ножками, ручками, слегка агукает «по-своему»;
  • мимика постепенно развивается, малыш морщит личико, если что-то ему не нравится или корчит смешные рожицы, пытаясь показать эмоции;
  • иногда близким людям кажется, что младенец улыбается, но чаще всего, это происходит случайно, неосознанно. Полнее выражать свою радость, удовлетворение ребёнок начнёт чуть позже.

Физическая активность

Особенности:

  • после рождения мышечный тонус повышен, движения плохо скоординированные. По этой причине малыш дёргает ручками и ножками, не может до конца расслабиться;
  • большую часть времени кроха спит. Многие детки предпочитают «позу лягушки»: лёжа на спинке, ребёнок сгибает и поднимает ручки, сжимает кулачки. Ножки также согнуты, но слегка раздвинуты. При напряжении мышц такая поза не доставляет новорождённому неудобств;
  • переверните кроху на животик. Малыш чуточку приподнимет голову, 4–5 секунд будет держать её на весу, слегка поворачивать в стороны.

Важно! Если ребёнок в 3–4 недели, лёжа на животике, даже не пытается приподнять голову, обязательно обратитесь к педиатру, чтобы выяснить причины мышечной слабости.

Особенности нервной системы

Родители должны знать, какие безусловные (приобретённые) рефлексы должны появиться у малыша в 1 месяц. Правильный набор рефлексов помогает новорождённому быстрее освоиться в новом мире.

Если вы отметили, что один или несколько рефлексов слабо проявляются, посетите детского невролога для выяснения причины отклонений. Не стоит паниковать, возможно, нужно активнее общаться с крохой, уделять развитию младенца больше внимания.

Набор рефлексов, свидетельствующих о здоровье нервной системы:

  • сосательный. Рефлекс заложен с рождения. Ребёнок ритмично сосёт любой предмет (палец, сосок, пустышку), попавший в крохотный ротик;
  • поисковый. Прикоснитесь к щеке или уголкам губ. Малыш повернёт голову, слегка откроет ротик в поисках пищи;
  • хватательный. Прикоснитесь к ладошке, слегка погладьте её: кроха цепко сожмёт кулачок, попытается удержать палец или предмет;
  • автоматической ходьбы. Поддерживайте кроху, поставьте на твёрдую поверхность. Даже в месяц ребёнок будет перебирать, дёргать ножками, будто «идёт»;
  • защитный. Рефлекс не позволяет малышу захлебнуться, если новорождённого положить на животик. Младенец тут же повернёт головку набок, будет спокойно дышать;
  • рефлекс Моро. Стукните по кровати, на которой лежит кроха, примерно в 25 см от малыша. При правильном развитии ребёнок разведёт ручки (пальчики разогнуты), затем примет первоначальное положение;
  • ползания. Положите новорождённого на животик, прикоснитесь к ступням. Реакция будет незамедлительной: кроха слегка оттолкнётся от ваших рук;
  • рефлекс Бабинского. Попробуйте погладить внешний край крохотной стопы. О правильной нервной регуляции свидетельствует реакция: стопа повернётся в сторону, пальчики растопырятся.

Степень развития ребёнка возрастом 4 недели должен оценить врач, но родителям будет полезна информация, чтобы понимать, все ли рефлексы присутствуют. Проведите предложенные тесты, понаблюдайте за реакцией малыша. Вы не только оцените состояние новорождённого, но и больше узнаете о крошечном создании.

Уход за младенцем в 1 месяц

Патронажная сестра и детский врач подскажут, как правильно купать, кормить кроху, сколько грамм должен набрать новорождённый на протяжении месяца. Придерживайтесь определённых правил, осторожно обращайтесь с малышом: ребёнок достаточно слаб.

Помните: не все действия, допустимые в полгода, разрешены в 1 месяц. Например, не поднимайте крохотное тельце только за ручки, обязательно придерживайте голову. Не допускайте запрокидывания головы назад.

Для правильного развития, укрепления здоровья соблюдайте следующие правила:

  • правильно держите новорождённого: кладите тельце на одну руку, второй рукой аккуратно придерживайте ножки. Голова ни в коем случае не свисает, а лежит на согнутом локте;
  • мягко массируйте спинку, грудку новорождённого. Круговыми массажными движениями разминайте каждый пальчик, затем – ножки и ручки. Сильно не давите, действуйте осторожно. Проводите массаж через день в течение нескольких минут;
  • тщательно обрабатывайте кожные складочки. В 1 месяц малыш слабо двигает ручками и ножками, не до конца разгибает их, в складках накапливается пот. При недостаточном уходе может развиться потница и более тяжёлая форма – опрелости у новорождённых. Частые мочеиспускания и опорожнения кишечника нередко вызывают раздражение нежной кожи на ягодицах и паховых складках. Обрабатывайте складочки кипячёной водой, насухо вытирайте, слегка припудривайте;
  • утром обязательно очищайте глазки, носик, область между пальцами. Регулярная гигиена – обязательный элемент профилактики кожных заболеваний. Помните: больной малыш хуже развивается, страдает от проблем с кишечником из-за несовершенства многих систем на начальном этапе жизни.

В 1 месяц кроха немного приспособился к новому миру, но многие функции организма ещё не проявились в полную силу. Общайтесь с младенцем, показывайте яркие картинки, пойте песенки, делайте лёгкий массаж.

Теперь вы знаете, как обеспечить полноценное развитие новорождённому малышу. Важен правильный уход, спокойная, доброжелательная обстановка в семье. Помните: от первого месяца жизни во многом зависит дальнейшее развитие маленького человечка, его здоровье и активность.

Подробнее о развитии месячного ребенка в следующем видеоролике:

За первый месяц жизни человеку предстоит привыкнуть к новым условиям существования, адаптироваться к новым условиям жизни. Теперь это уже не новорожденный человечек, а грудной ребенок. За этот месяц он незаметно многому научился, уже многое умеет.

Физическое развитие

  • К концу первого месяца малыш постепенно перестает принимать позу эмбриона, активнее двигается, сучит ручками и ножками. Все его движения пока разбалансированы, но постепенно они становятся более координированными. На это уйдет еще 2-3 месяца.
  • Некоторым деткам в 1 месяц удается слегка приподнимать голову, когда они лежат на животике. Ребенку удается некоторое время удерживать головку, когда его держат вертикально.
  • Лежа на животике, он должен уметь одновременно слегка приподнять попку и головку. Если в это время ему подставить под пяточки ладонь, он оттолкнется от нее и продвинется на несколько сантиметров.

Эмоциональное развитие

  • За первые четыре недели жизни ребенок уже умеет отличать мамин голос от всех остальных. Он прекрасно знает ее запах, ее прикосновения.
  • Малыш копирует все, что способен увидеть. Чаще улыбайтесь ему. И очень быстро на вашу улыбку он ответит улыбкой. И это уже будет не рефлекторная непроизвольная улыбка новорожденного, а вполне осознанная, предназначенная именно вам.
  • В один месяц он уже несколько минут рассматривает яркие неподвижные предметы недалеко от его глаз. Он уже способен провожать взглядом игрушку, которую медленно проносят у него перед глазами.
  • Малыш постоянно копирует звуки, с которыми к нему обращаются. В этом возрасте ребенок начинает гулить, отвечает, когда к нему обращаются.
  • В месячном возрасте ребенок умеет показать свое настроение — плачем или улыбками.
  • Малыш реагирует на звуки, может определить, откуда он исходит, поворачивать голову в ту сторону.

Вот сколько, оказывается, уже умеет малыш! А вы говорите — месяц!

Мамам на заметку!


Девочки привет! Сегодня я расскажу вам, как же мне удалось прийти в форму, похудеть на 20 килограммов, и, наконец, избавиться от жутких комплексов полных людей. Надеюсь, информация окажется для вас полезной!

Читаем также: |