Опыт работы педагога-психолога детского сада. Психологическое сопровождение детей с ОВЗ в детском саду общеразвивающего вида.
Сотина О.Ю., педагог-психолог.Место работы: МБДОУ детский сад № 16 «Жемчужинка»
Описание работы: в статье представлен опыт работы педагога-психолога по работе с детьми с ОВЗ в ДОУ. Материал будет полезен для педагогов-психологов впервые осуществляющих работу по психологическому сопровождению детей с ОВЗ в детском саду общеразвивающего вида.
Проводятся индивидуальные занятия со специалистами;
предусмотриваются услуги тьютора (для ребенка со сложным нарушением);
организуется специальное материально-техническое оснащение образовательного процесса для развития ребенка с ОВЗ.
на основании рекомендаций ТПМПК разрабатывается индивидуальный образовательный маршрут.
***
Психологическое сопровождение детей с ОВЗ осуществляется на специально организованных индивидуальных и подгрупповых занятиях.
Индивидуальные занятия проводятся до трех раза в неделю, в зависимости от тяжести нарушения. На занятии с ребенком проводятся игры с использованием современного оборудования.
Рисование на световом столе.
Для детей с ОВЗ очень важно развитие тактильных ощущений и мелкой моторики пальцев. Детям приятно прикасаться к песку, пересыпать его, оставлять следы на песке пальчиками, ладонями, рисовать элементарные изображения.
Лепка фигур из цветного кинетического песка.
Кинетический песок выполняет функцию мокрого песка, дети заполняют формочки, делают "пироженые". У детей развивается восприятие цвета, тактильные ощущения.Песок имеет яркий, насыщенный цвет, имеет мягкую консистенцию, не пачкает руки и одежду, очень удобен в использовании с детьми с ОВЗ.
Рисование на светящейся led-доске цветными маркерами.
Светящаяся доска создает у детей положительный эмоциональный настрой на работу, развивает зрительное восприятие, мелкую моторику. Подсветка доски меняется в зависимости от тематики изображения или желания ребенка. Изображение легко стирается мягкой тряпочкой.
Релаксация с использованием проектора «Звездное небо».
Релаксация с использованием проектора усиливает эмоциональный отклик детей на упражнение, развивает зрительное восприятие.
Тактильные книги, книги с пазлами.
Тактильные книги и книги с пазлами развивают мелкую моторику ребенка, мыслительные процессы, стимулируют речевую активность детей.
Бизиборд для развития мелкой моторики.
Бизиборд является прекрасным средством для развития мелкой моторики и возникновения познавательного интереса. Во время игры у ребенка активизируется мышление, память,внимание, восприятие.
Интерактивная пузырьковая колонна.
Рассматривание пузырьковой колонны вызывает у детей положительный эмоциональный отклик, развивает внимание, восприятие. Наблюдение за плавающими рыбками и пузырьками успокаивает ребенка и помогает расслабиться.
Фиброоптический светильник.
Светящееся фиброоптическое волокно очень притягивает внимание ребенка. К нему приятно прикасаться, рассматривать. У ребенка развиваются тактильные ощущения, восприятие цвета, внимание.
На подгруповых занятиях создаются условия для социально-эмоционального развития, взаимодействия со взрослыми и сверстниками, развития игровой деятельности.
Дети с ОВЗ принимают участия в мероприятиях ДОУ: праздниках, экскурсиях, совместно с родителями принимают участие в конкурсах.
Таким образом, успешное психологическое сопровождение детей с ОВЗ в ДОУ общеразвивающего вида возможно при создании специальных условий: кадровое обеспечение, материально-техническое оснащение, наличие соответствующей документации.
Разделы: Работа с дошкольниками
Психолого-педагогическое сопровождение следует понимать как взаимодействие ребенка и взрослого в практической деятельности, направленной на развитие.
Сопровождение ребенка в процессе дошкольного обучения предполагает реализацию следующих принципов:
- Следование за естественным развитием ребенка на данном возрастном этапе его жизненного пути.
- Сопровождение опирается на те психические личностные достижения, которые реально есть у ребенка и составляют уникальный багаж его личности. Психологическая среда не несет в себе влияние и давления. Позиция психолога позволяет ребенку реально оценивать ситуацию и собственное положение в детском саду.
- Приоритетность целей, ценностей, потребностей развития внутреннего мира самого ребенка.
- Ориентация деятельности на создание условий, позволяющих ребенку самостоятельно строить систему отношений с миром, окружающими людьми и самим собой, совершать личностно значимые позитивные жизненные выборы.
Позиция психолога, педагогов в соответствии с этими принципами, позволяет быть рядом с ребенком в сложных, переломных периодах, чутко реагировать на проблемы с учетом изменений.
Этот метод требует от нас не воздействия на ребенка, а взаимодействия с ним, веры во внутренние силы и возможности. Основными приоритетами сегодня выступают личностно – ориентированное взаимодействие педагога с ребенком, принятие и поддержка его индивидуальности, интересов, потребностей, забота о его эмоциональном благополучии.
Возникает вопрос, как организовать свою деятельность, чтобы не навредить ребенку, а психологически помочь ему, сохраняя привычный круг общения с близкими окружающими его взрослыми, войти в мир более широких и сложных социальных отношений, найти себя в этом мире?
Как предупредить возможные нарушения в психическом и личностном развитии ребенка и организовать развивающую среду?
Работая в данном учреждении в течении продолжительного времени, я обратила внимание на то, что существенно выделяются следующие проблемы:
- разорванность в требованиях;
- решение собственных проблем педагога за счет детского коллектива;
- неспособность детей глубоко понимать, чувствовать, переживать.
Чтобы приступить к решению этих проблем я изучила литературу: Н.В. Пилипко “Приглашение в мир общения”, “Развитие личности ребенка, навыков общения со взрослыми и сверстниками”, К. Фопель “Как научить детей сотрудничать”, В.В.Ветрова “Уроки психологического здоровья”, В.Алямовская “Ясли – это серьезно”. Изучив и проанализировав литературу, пришла к выводу, пересмотреть и изменить содержаниесвоей работы. Создала творческую группу, в которой вошли активные педагоги. Четыре года мы успешно работаем в этом направлении. Меня не может не радовать тот факт, что перестраиваются и другие сотрудники детского сада. Из собственного опыта работы я понимала, что нельзя заниматься сопровождением детей и быть изолированным от семейвоспитанников. Поэтому я задумалась о том, как мне приобщить родителей? Простое агитирование и “созывание” не поможет. И тогда я решила расширить свое поле деятельности.
Четко определила цель и задачи.
Цель: Способствовать созданию благоприятных условий для взаимодействия ребенка и взрослого.
- развивать в детях умение чувствовать и понимать других людей: сверстников и взрослых.
- Углубить содержание работы по самораскрытию и самореализации педагогов.
- Установить равноправные, партнерские отношения с семьями воспитанников.
Определила основные субъекты психологического воздействия:
- дети;
- педагоги;
- родители;
Планируя практические коррекционно – развивающие занятия с детьми, я опираюсь на опыт детей, учитываю их возможности, интересы, потребности; состояние здоровья. Для того, чтобы детям было уютно, комфортно, я разработала собственную структуру ведения занятий, подобрала, систематизировала серию игр, упражнений. В играх дети постигают социальные отношения, проигрывают непонятные и проблемные ситуации, выражают собственные реакции на все, что особенно затронуло ребенка, поразило его, заставило размышлять.
Они оказывают благоприятное воздействие на малоконтактных, агрессивных, робких, застенчивых детей.
Так, например, Маша С. Испытывала трудности в общении, была замкнута, робка, неуверенна, не могла обратиться к сверстникам, не умела поддержать разговор. В процессе организованного взаимодействия со сверстниками у Маши нормализовались взаимодействия с малой группой детей, появились устойчивые дружеские связи. Девочка стала проявлять себя активней. У нее появился интерес не только к себе, но и к окружающим. Постоянное включение в театрализованные игры помогли. Маше самореализоваться, самораскрыться. Через год она играла в спектаклях ведущие роли.
Паша Л. – агрессивный, не контролировал свои поступки, эмоции. Проигрывая созданные ситуации, Паша учился принимать решения сам. У него чаще стали проявляться положительные реакции на приглашение взрослого. На следующим этапе взаимодействия мальчика со сверстниками, более широко проявилось дружелюбие, так как в играх ему приходилось делать добрые поступки.
Дима Н. – интеллектуальное развитие выше нормы. Проблемы были в особенностях поведения ребенка. Он никогда громко не смеялся, играл только там, где не было других людей. После продолжительного времени занятий в состоянии мальчика отметила положительную динамику: у Димы появился интерес к совместной игре, умение работать сообща, улучшилось взаимодействие “ребенок – взрослый”, улучшилась речь, слуховое внимание. У него появился эмоциональный тонус. Он впервые громко засмеялся во время игры.
Особенно эффективной формой занятия, где используются указанные игры и упражнения, я считаю “Минуты общения”. Здесь дети на практике применяют накопленный опыт по взаимодействию со сверстниками и взрослыми.
Из своих наблюдений я заметила, что дети успешнее “учат друг друга”, чем слушают объяснение взрослого. Поэтому так важно, чтобы Сопровождающий Взрослый сумел “на равных” войти в деятельность детей. Лишь тогда мы, взрослые, можем пытаться направить эту деятельность (как бы изнутри) на те задачи, которые стоят перед нами.
В проводимых мною тренинговых занятиях родители, воспитатели, администрация являются активными участниками. Им дается возможность поставить себя на место ребенка и проанализировать собственную реакцию – чувства, мысли, возможное поведение. Взрослые становятся ближе к детям, лучше их понимают, проживают вместе с ними.
Систематические встречи детей со взрослыми, сопровождающими его развитие, позволяют дошкольникам открыто высказываться, выговариваться, выплескивать эмоции, делиться мыслями, впечатлениями, чувствами. При этом исчезает страх быть неправильно понятым взрослым, появляется очень важное чувство доверия. Дети свободно задают вопросы, обсуждают информацию и подвергают ее сомнению, делают собственные выводы, воображают, мыслят, ведут диалог. Хочу с уверенностью сказать, что я создаю максимальные условия для самореализации, самораскрытия, не только личностных, но интеллектуальных, творческих возможностей детей.
Определенным навыкам ребенок обязательно научиться. А вот чувствовать, сопереживать, общаться и любить – этому обучиться сложнее; когда сформированы подобные умения, в учебной деятельности ребенок также становиться успешнее, активнее развиваются познавательные психические процессы, ярче результат.
Способствуя созданию наиболее благоприятных условий развивающей среды, я обращаю особое внимание на тесное сотрудничество с педагогами.
С активной группой коллег я провела ряд теоретических семинаров, где обсуждались вопросы по данной проблеме. В результате обсуждения мы пришли к единому мнению: очень важно обеспечить как объективные, так и субъективные предпосылки для создания эмоционального благополучия и комфорта.
С целью создания объективных предпосылок необходимо:
- весь практический материал располагать на доступных для детей местах, стимулируя их свободную деятельность;
- центры развития использовать гибко, так чтобы дети могли самостоятельно изменять, структурировать в соответствии с собственными потребностями.
Крайне важен и рост профессионального мастерства всех субъектов, влияющих на развитие дошкольника. В частности, педагогу необходимо:
- уметь выделить личностные качества ребенка и, ориентируясь на них, сопровождать воспитательно-образовательный процесс;
- уметь сотрудничать с другими членами коллектива
Анализируя работу теоретических семинаров, я разработала схему взаимодействия всех педагогов детского сада.
Итогом деятельности активной группы является создание модели психолого – педагогического сопровождения и разработка схемы личностно – ориентированного взаимодействия педагогов с детьми.
Переработка, обсуждение карт индивидуального развития ребенка, которые используем на психолого-медико-педагогическом консилиуме. Он проходит два раза в год. Основная задача консилиума – наметить маршрут индивидуального развития детей, и помочь пройти его.
Помимо указанной работы я систематически провожу тренинговые занятия, индивидуальные консультации, собеседование, анкетирование, совместные практические занятия со всем педагогическим коллективом.
Проводимые занятия в форме психологического тренинга дали возможность развить у педагогов эмптатию, т.е. способность понимать состояние другого человека, мысленно ставить себя на его место и собственно действовать, самореализовываться, самораскрываться. Тренинг “Познай себя”/. В одном из упражнений “Какой я” участники говорили о личностных качеств друг друга. Один педагог услышал некоторые прямые высказывания в свой адрес. Она приняла их без излишних обид, но после этого у педагога произошли некоторые изменения не только во взаимоотношениях с педагогами, но и в отношении с детским коллективом.
Педагог с высоким интеллектуальным уровнем, с широким кругозором, внедряющий инновационные технологии, испытывала трудности в тренинговых играх. На нескольких занятиях я предложила ей быть наблюдателем а затем она стала участником. Проблема ее была в неумении устанавливать контакт с другими людьми. Через некоторое время педагог высказала свое мнение: “Ни за что не поверила бы, что тренинг может так сблизить”.
Таким образом, вся работа способствовала созданию профессиональной общности педагогов, ориентировала на дальнейшее развитие социального партнерства, сотрудничества, и тесного взаимодействия педагогов друг с другом, например, в практике театральной студии.
Мною были даны рекомендации по индивидуальному подходу к каждому ребенку, участвующему в спектакле, на основе изучения личностных особенностей. Руководитель театральной студии чутко и внимательно прислушалась к моим советам при распределении ролей и отработке их содержания. Воспитатель этой группы оказывала эмоциональную поддержку. Актеры чувствовали общую доброжелательную атмосферу.
Организованная и систематическая работа с педагогами дала возможность ближе понимать внутренний мир ребенка и его проблемы
Из бесед с родителями, анкетирования и наблюдения я выяснила, что каждый родитель желает, чтобы его ребенок был окружен атмосферой любви и понимания, а сотрудники были компетентны и доброжелательны в общении с детьми и взрослыми. Для родителей важно, чтобы педагог мог подробно и заинтересованно рассказать о ребенке, выделить его особенности, достижения, лучшие качества. Я понимала, что моя работа может быть по – настоящему результативной лишь в том случае, если родители будут являться его активными помощниками и единомышленниками.
Возникли новые формы работы с родителями: семинары, тренинги, индивидуальные консультации, совместные практические занятия, конференции, клуб “Молодая семья”, адаптационная группа “Мать и дитя” и т.д.
Наиболее продуктивны в этом плене практические занятия совместно с родителями. Хорошо зарекомендовал себя семейный клуб “Молодая семья”, где я являюсь руководителем. Вот уже пять лет он плодотворно работает. Это не просто лектории для родителей, интересующихся воспитанием своих детей, – это заинтересованный диалог двух сторон.
Потребность в психолого-педагогических знаниях велика, будь то молодые родители, которые привели к нам своего первенца, или родители со стажем, ожидающие рождения второго. Обсуждения темы “Ждем ребенка”, “В семье растет ребенок”, “Как подготовить ребенка к детскому саду” и.т.д., мы решаем те проблемы и находим ответы на те вопросы, которые в данный момент злободневны и значимы для родителей. Заинтересованность родителей в судьбе ребенка и детского сада позволила нам обсуждать совместную деятельность, вносить коррективы, оценивать эффективность взаимодействия.
На проводимых родительских конференциях используют опыт семейного воспитания. Эта работа освещает ежегодно в местной газете.
Отрадно говорить о том, что за последние годы значительно вырос уровень педагогического сознания родителей, которые интересуются не только возрастными особенностями, но и проблематикой развития ребенка.
Важно то, что родители, получая консультации и помощь специалистов, еще и общаются друг с другом.
Я, как психолог, считаю очень важным моментом вхождения ребенка в новые социальные условия, т.е. адаптацию к условиям детского сада. Это и явилось главной идеей в организации группы кратковременного пребывания. Пять лет эта группа функционирует в нашем детском саду. Родители с детьми посещают 3 раза в неделю дошкольное учреждение. В работе используется разработанная схема “Адаптация к условиям детского сада”.
Продолжением этой идеи было открытие в этом году адаптационной группы ясельного возраста “Мать и дитя”. Эта группа, создаваемая на три месяца (апрель, май, июнь), необычно тем, что ребенок приходит вместе с мамой, и все мероприятия, которые мы проводим для малыша, идут в присутствии родителей. Они знакомятся с педагогическим коллективом, видят, какие условия созданы в нашем детском саду, какое здесь отношение к детям, повышают свою психолого-педагогическую культуру, обсуждают вопросы, касающиеся индивидуального развития ребенка.
Система работы по психолого-педагогическому сопровождению позволила обеспечить успешное решение поставленных задач. Руководитель детского сада, все педагоги активно поддерживали и развивали идеи сотрудничества в своей деятельности. На педагогических совещаниях, семинарах, психолого-медико-педагогических консилиумах живо обсуждались возникающие проблемы и коллегиально вырабатывались конструктивные решения.
На родительских собраниях, конференциях, семейных клубах рассматривались проблемы гармоничного взаимодействия с детьми.
Анализ полученных данных позволяет сделать выводы, что такие методы и приемы работы позитивно изменили:
- уровень личностного, интеллектуального развития детей, посещающих детский сад;
- количество родителей, заинтересованных быть активными партнерами в реализации задач ДОУ;
- профессиональный уровень педагогического коллектива;
- сам подход к ребенку не как к объекту воздействия, а как к субъекту взаимодействия.
Методические обобщения личного опыта доказывают благоприятное воздействие на ребенка и взрослых разработанных мероприятий, представленных в данной работе.
Считаю, что изложенные материалы достаточно актуальны и их можно использовать в типовых, специальных детских учреждениях по психолого-педагогическому сопровождению.
ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ В ДОУ
ПЕДАГОГ-ПСИХОЛОГ МАДОУ ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА №40 «РОМАШКА»
ШИШКИНА ЮЛИЯ ВИКТОРОВНА
Психолого-педагогическое изучение индивидуальных особенностей личности с целью выявления причин возникновения проблем в развитии и обучении, определения сильных сторон личности, ее резервных возможностей, на которые можно опираться в ходе коррекционной работы, диагностики изменений в психофизическом, сенсорном и личностно-социальном развитии ребенка при реализации целостного педагогического и коррекционно-развивающего процесса в ДОУ.
Психологическая диагностика
Целенаправленная систематическая совместная работа психолога, педагога и воспитателей по предупреждению возможных социально-психологических и психологических проблем, по созданию благоприятного эмоционально-психологического климата, по выявлению детей группы риска.
Психологическая профилактика
Систематическая целенаправленная работа психолога с детьми, отнесенными к категориям группы риска по тем или иным основаниям, и направленная на специфическую помощь этим детям. Развивающая работа организуется путем разработки и реализации развивающих программ по направлениям: интеллектуальному и коммуникативно-личностному.
Психологическая коррекция и развитие
Оказание конкретной помощи обратившимся взрослым и детям в осознании ими природы их затруднений, в анализе и решении психологических проблем, связанных с собственными особенностями, сложившимися обстоятельствами в жизни, взаимоотношениями в семье, в кругу друзей; помощь в формировании новых установок и принятии собственных решений. Повышение психологической культуры воспитателей, педагогов, родителей, формирование запроса на психологические услуги и обеспечение информацией по психологическим проблемам.
Психологическое консультирование и просвещение
Направления деятельности
Направления деятельности
педагога-психолога в рамках взаимодействия с семьями воспитанников
Модель психологического сопровождения ребенка
Модель психологического сопровождения ребенка
Основные функции психолога в детском дошкольном учреждении связаны с охраной физического и психического здоровья детей, с созданием условий, которые способствуют их эмоциональному благополучию и обеспечивают свободное и эффективное развитие способностей каждого ребенка. Реализация этих функций требует выполнения целого ряда связанных друг с другом видов работ как непосредственно с детьми, так и с их родителями и персоналом детского сада.
Функции педагога-психолога ДОУ
Анкетные данные о ребенке и основные сведения о семье Данные о здоровье ребенка. Особенности воспитания ребенка, начиная с рождения. Характеристика развития, начиная с рождения. Моменты в развитии ребенка, которые родители считают существенными.
Знакомство с историей развития ребенка
Психологическая диагностика
Психологическая диагностика
Диагностика уровня условной адаптивности
ребенка к ДОУ Программа психодиагностики дезадаптации
ребенка к ДОУ Л.В.Макшанцевой
Плановая диагностика с целью выявления
особенностей психического развития ребенка и их
соответствия возрастной норме и социальным
требованиям, а также определения проблем в
развитии ребенка
Диагностика уровня условной адаптивности
ребенка к ДОУ Программа психодиагностики дезадаптации
ребенка к ДОУ Л.В.Макшанцевой
Плановая диагностика с целью выявления
особенностей психического развития ребенка и их
соответствия возрастной норме и социальным
требованиям, а также определения проблем в
развитии ребенка
ребенка к ДОУ Л.В.Макшанцевой
Плановая диагностика с целью выявления
особенностей психического развития ребенка и их
соответствия возрастной норме и социальным
требованиям, а также определения проблем в
развитии ребенка
особенностей психического развития ребенка и их
соответствия возрастной норме и социальным
требованиям, а также определения проблем в
развитии ребенка
требованиям, а также определения проблем в
развитии ребенка
ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ РЕБЕНКА В ДОУ
Решетникова Л.А.
Г. Балашов,
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад комбинированного вида «Зернышко»
Психологическое сопровождение образовательного процесса является необходимым условием Федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования(приказ Минобрнауки России от 23.11.2009 года № 655), в которой говорится, что задачи психолого-педагогической работы по формированию физических, интеллектуальных и личностных качеств детей решаются интегрированно в ходе освоения всех образовательных областей («Физическая культура», «Здоровье»,«Безопасность»,«Социализация»,«Труд»,«Познание»,«Коммуникация»,«Чтение художественной литературы», «Художественное творчество», «Музыка»), наряду с задачами, отражающими специфику каждой образовательной области, с обязательным психологическим сопровождением.
ФГТ определяют не только структуру одного из основных документов ДОУ, но и те принципы, по которым педагогам необходимо выстраивать образовательную работу с дошкольниками(принципы развивающего образования, комплексно-тематический, интеграции и др.). Для реализации данных принципов требуется переосмысление своей деятельности всеми специалистами системы дошкольного образования, в том числе и психологом ДОУ, поскольку ему принадлежит большая роль в решении проблем развития, обучения и воспитания детей.
На современном этапе развития системы дошкольного образования актуальность деятельности педагога-психолога возрастает, так как достижение образовательных целей без психологического сопровождения программы представляется весьма проблематичным.
Деятельность психолога в образовательном процессе в условиях внедрения ФГТ направлена на обеспечение контроля за развитием детей; оценивание комфортности образовательной среды, уровню ее безопасности для детей; участие в разработке образовательной программы образовательного учреждения; проведение психологического проектирования, экспертизы и мониторинга условий и результатов образовательной деятельности; прогнозирование социальных рисков образовательного процесса, проведение профилактической работы; оказание качественной психолого-педагогической и социальной помощи всем участникам образовательного процесса.
Виды работ и содержание деятельности по психологическому сопровождению воспитанников ДОУ: профилактика, диагностика, индивидуальная и групповая (скрининг), консультирование (индивидуальное и групповое), развивающая работа (индивидуальная и групповая), составление индивидуального образовательного маршрута, коррекционная работа (индивидуальная и групповая), психологическое просвещение и образование детей и взрослых
Однако, анализ деятельности практических психологов показывает, что большую часть времени занимает диагностическая и коррекционно-развивающая работа. Просвещение родителей и педагогов осуществляется, в основном, во время консультаций по общим вопросам развития детей дошкольного возраста и особенностям взаимодействия с конкретным ребенком. Психопрофилактическая работа часто ограничивается решением задач адаптации и подготовленности детей к школьному обучению. Несомненно, это серьезные проблемы. Но за пределами внимания психолога остаются другие, не менее важные задачи профилактической работы - содействие созданию благоприятных условий для полноценного развития ребенка на каждом возрастном этапе и своевременное предупреждение нарушений в становлении личности и интеллекта. Их решение весьма затруднительно в отрыве от той образовательной программы, которая реализуется в детском саду, без психологического обоснования ее содержания, положений и принципов, положенных в основу, без психологического сопровождения самого образовательного процесса.
Анализ научной литературы показал, что психолого-педагогическое сопровождение имеет большое разнообразие видов и форм, которые различаются по направленности, предмету и объекту: сопровождение родительства; сопровождение ребенка (одаренного, гиперактивного, с трудностями в обучении, в критической ситуации и т.д.); сопровождение педагога в процессе учебно-воспитательной деятельности; сопровождение детско-родительских отношений и т.д. Кроме того, проблема сопровождения в образовании рассматривается и как стратегия развития личности, и как тактика реализации ее индивидуального потенциала.
Психологическое сопровождение – это система профессиональной деятельности педагога-психолога, которая охватывает всех субъектов воспитательно-образовательного процесса в дошкольном учреждении, по созданию социально-психологических условий для полноценного проживания дошкольного детства, успешного обучения и развития детей.
Деятельность психолога в рамках сопровождения предполагает: систематическое отслеживание психолого-педагогического статуса ребенка и динамики его психического развития в процессе обучения, создание социально-психологических условий для развития личности детей их успешного обучения и развития, создание специальных социально-психологических условий для оказания помощи детям, имеющим проблемы в психологическом развитии, обучении.
Таким образом, психолого-педагогическое сопровождение сегодня является не просто суммой разнообразных методов коррекционно-развивающей работы с детьми, но выступает как комплексная технология, особая культура поддержки и помощи ребенку в решении задач развития, обучения, социализации.
I этап. Постановка проблемы
Цель: выявление предмета психологического воздействия и коррекционной работы, подтверждение обоснованности/необоснованности жалоб родителей и сотрудников ДОУ.
Уровни адекватности запроса могут различаться:
Жалоба полностью необоснованна, главная проблема - в
личностных особенностях родителей, воспитателей или неадекватности их восприятия;
во взаимоотношениях со взрослыми (родителями и воспитателями);
Жалоба обоснованна, главная причина поведения ребенка -
в нарушении межличностных отношений в семье;
Жалоба обоснованна, проблема связана с психическим развитием ребенка или межличностными отношениями, наиболее ярко проявляющимися в домашних условиях;
Жалоба обоснованна, преобладающие проблемы наиболее ярко проявляются вне семьи (в детском саду).
Затем происходит выдвижение гипотезы относительно причин и характера проблемы, заставившей обратиться к психологу. Это происходит в процессе сбора экспертной информации о дошкольнике и базовой диагностики.
В результате оказываются возможными:
Дифференциация нормы и патологии психического развития ребенка;
Определение состояния психологического здоровья ребенка;
Выявление зоны актуального и ближайшего развития ребенка;
Изучение особенностей личности;
Выявление содержания внутреннего конфликта.
II этап. Уточнение проблемы
В начале данного этапа проводится психолого-педагогический консилиум. Его задачами являются:
Дифференциальная психологическая диагностика
с целью
выявления психологической структуры нарушения и выбора в соответствии с этим оптимальной стратегии коррегирующего воздействия ребенка;
разработка стратегии комплексного сопровождения ребенка.
В ходе разработки стратегии сопровождения осуществляется выбор:
а) направлений коррекционно-развивающего воздействия на ребенка (коррекция поведения, нарушений психологического развития и др.);
б) сферы психологического воздействия на социум (коррекция детско-родительских отношений, детско-воспитательских отношений и отношений со сверстниками).
Параллельно начинается работа по консультированию педагогов, администрации, родителей (с осуществлением социально-диспетчерской деятельности педагога-психолога в ДОУ комбинированного и компенсирующего видов), которая позволяет создать оптимальные условия для осуществления системной подгрупповой и индивидуальной коррекционно-развивающей работы с ребенком.
Значительная доля рабочего времени педагога-психолога при этом отводится анализу результатов комплексного сопровождения развития ребенка в ДОУ и просвещению педагогов и родителей.
III этап. Решение проблемы
Данный этап начинается с динамической диагностики развития ребенка, которая позволяет определить:
Уровень его воспитуемости и обучаемости;
Потенциалы микро- и макросреды, позволяющие оптимизировать процесс комплексного сопровождения развития ребенка.
Параллельно осуществляется корректирующий контроль - уточнение, дополнение, изменение средств и методов коррекционно-развивающего и психотерапевтического воздействия на ребенка и его среду.
Заканчивается данный этап работы контрольным консилиумом. В это время осуществляется анализ и оценка:
Катамнеза ребенка;
Организационно-методического обеспечения образовательного и коррекционного процесса в ДОУ;
Организации взаимодействия с родителями и их обучения.
Рефлексия деятельности педагога-психолога, которая завершает весь цикл его работы, направлена на определение соответствия результатов поставленным целям работы (текущим, итоговым, отдаленным) и выявление факторов, препятствующих его эффективной работе.
Рассмотрим последние подробнее.
Факторы, препятствующие эффективной работе
На протяжении всех этапов работы педагога-психолога он сталкивается с определенными проблемами и «соблазнами».
Так, для I этапа работы, первичной и вторичной диагностики, определения адекватности запроса родителей и воспитателей, типичными будут следующие проблемы:
1. Проблемы, связанные с ошибками, возникающими в процессе социальной перцепции родителей и воспитателей, обращающихся за помощью к психологу: ошибкой «ложного согласия», «эффектом ореола», ошибкой «средней тенденции» и др.
2. Проблема «замусоренности» диагностического поля психологов недостаточно апробированным инструментарием, в некоторых случаях - некорректностью его применения.
С другой стороны, может появиться соблазн спекуляции на отсутствии общепринятых критериев оценки эффективности консультационной работы. Как известно, консультация должна быть прогностичной, то есть ориентированной в будущее, -полноценно оценить качество работы психолога можно лишь через некоторое (иногда довольно длительное, если речь идет о детях с отклонениями в развитии) время. Поэтому некоторые из психологов, сославшись на отсутствие четких критериев эффективности, могут работать недобросовестно и заявлять, что только «время покажет», насколько качественна их помощь ребенку или взрослому.
3. Проблемы, возникающие вследствие нарушения принципа конфиденциальности полученной психологом информации.
Материал, полученный психологом в процессе его работы с детьми, воспитателями или родителями на основе доверительных отношений, не подлежит сознательному или случайному разглашению и должен быть представлен таким образом, чтобы он не мог скомпрометировать ни испытуемого, ни психолога, ни психологическую науку. В этом случае речь идет о соблюдении принципов этики работы педагога-психолога, или этического кодекса. Согласно ему, на этапе диагностики психолог должен:
Соблюдать принцип добровольности участия в психологических процедурах 1 (работа допускается только после получения согласия родителей детей в ней участвовать и разрешения администрации ДОУ на проведение исследований);
Использовать процедуры и техники, не ущемляющие достоинства участников образовательного процесса;
Предоставить возможность всем участникам образовательного процесса отказаться от продолжения работы на любом ее этапе.
1 Психолог исходит из уважения личного достоинства, прав и свобод, провозглашенных и гарантированных Конституцией Российской Федерации.
На II этапе работы, разработки и реализации программы психологического сопровождения ребенка, в работе педагога-психолога встречаются следующие соблазны и проблемы:
1. Соблазн власти. Известно, что у психолога имеется много возможностей сделать людей зависимыми от себя. Кроме того, это может сочетаться с заблуждениями о «всесильности» психолога в решении всех проблем воспитания и обучения
детей в детском саду и вопросов повышения профессионализма педагогических кадров. Воспитатели и другие педагогические работники ДОУ обычно очень настороженно относятся к тем психологам, которые начинают их «учить» тому, в чем
педагоги чувствуют себя более компетентными, поэтому возникает проблема отторжения психолога от педагогического коллектива.
2. Соблазн «самокрасования» на работе, когда психолог использует свою профессию скорее для демонстрации своих достоинств, чем для помощи обращающимся к нему людей.
Особенно это опасно, когда выливается в самоуверенный дилентантизм в коррекционной работе. Кроме того, такие недостатки в работе дошкольной психологической службы, как центрация психологов на диагностической функции, вместо профилактической, пропедевической и коррекционной, только усиливает это. С другой стороны, вообще не производить никакого впечатления на обращающихся к психологу людей тоже нельзя. Проблема в том, чтобы в стремлении «производить впечатление» найти такую «золотую середину», чтобы оказаться фасилитатором и координатором работы всего педагогического коллектива ДОУ и родителей детей.
3. Соблазн следования «методическим модам», когда в погоне за самыми последними новинками в практической психологии консультант тратит массу времени на ознакомительное знакомство с новыми методиками и по-настоящему не успевает освоить ни одну из них.
Для того, чтобы данную проблему преодолеть, необходимо учитывать следующие принципы работы психолога.
Принцип профессиональной компетентности: психолог имеет право браться за решение только тех вопросов, по которым он профессионально осведомлен и наделен соответствующими правами и полномочиями. Психолог не должен передавать сложные психологические методики неподготовленным специалистам, а также использовать методики, которыми в должной степени не владеет.
Принцип адекватности применяемых методик: они должны быть адекватны целям исследования, возрасту, полу, образованию, состоянию детей и взрослых условиям эксперимента. Этот принцип сочетается с принципом: «Не навреди!» (или «принцип ненанесения ущерба испытуемому»). При этом организация работы психолога должна быть такой, чтобы ни ее процесс, ни ее результаты не наносили ущерба здоровью, состоянию или социальному положению детей, родителей и воспитателей.
Принцип профессионального общения психолога и испытуемого. Психолог должен владеть методами психологического воздействия на таком уровне, который позволял бы, с одной стороны, эффективно решать поставленную задачу, а с другой - поддерживать у ребенка и взрослого чувство удовлетворения от общения с психологом.
Принцип разделенной ответственности психолога. В отличие от ответственности обычных людей (неспециалистов), психолог не должен всю ответственность брать на себя. Его задача более сложная: постепенно сформировать чувство ответственности и готовность к ней у приходящих к нему людей. Сам психолог должен отвечать только за саму организацию такой помощи, а не за принимаемые другими участниками образовательного процесса решения. С другой стороны, психолог может способствовать осознанию ребенком, воспитателем, родителем того, что каждый из них сам является причиной своих достижений.
Для III этапа (анализ и оценка результатов работы с целью осуществления корректирующего контроля) характерны следующие проблемы.
1. Проблемы разработки программ индивидуального пси
хологического развития ребенка исходя из представлений о сред
нестатистической и функциональной норме.
К понятию среднестатистической нормы относится та категория детей, которые выполняют диагностические задания на 85-100% уровне успешности. При этом важно учитывать качественные критерии анализа данных: принятие задания, способ выполнения, обучаемость ребенка, отношение к результату.
К понятию функциональной нормы относятся дети, которые относительно хорошо приспосабливаются к социуму и обладают достаточным уровнем социально-психологической адап-тированности, чтобы не выделяться среди других детей.
При этом социально-психологическую адаптированность (термин армянского психолога А. А. Налчаджана) можно охарактеризовать как такое состояние взаимоотношений между личностью и группой:
Когда ребенок без длительных внешних и внутренних конфликтов продуктивно выполняет свою ведущую деятельность 1 и удовлетворяет свои основные потребности 2 ;
При этом он в полной мере отвечает ожиданиям, которые
предъявляет к нему социум (по возрасту, полу, социальному статусу).
1 С 1 до 3 лет: предметную; с 3 до 7 лет - игровую и моделирующие,
экспериментальные виды деятельности.
2 С 1 до 3 лет: потребность в компетенции как свободном владении
средствами, или потребность действовать самому; с 3 до 7 лет: потребность
в социальном соответствии, «быть, как взрослый».
3. Проблемы предвзятого отношения педагога-психолога к детям (родителям, воспитателям), связанные с нарушением принципа беспристрастности психолога. Данный принцип нуж дается в особом комментарии. Л. А. Петровская, анализируя
подход к проблеме К. Роджерса, пишет: «Когда у Роджерса речь идет о такой установке терапевта, как «безусловное позитивное принятие», следует иметь в виду, что она относится к чувствам «клиента» и отнюдь не предполагает одобрения всего его поведения.
Имеется в виду признание права на какую угодно гамму собственных чувств без риска потерять уважение психолога, терапевта».
3. Проблемы согласования мнения психолога с точкой зрения других специалистов (или проблемы выработки единого подхода к осуществлению дальнейшей коррекционно-развивающей работы).
Данные проблемы следует решать, опираясь на принцип уважения себя и своих коллег, их права на профессиональное творчество и самостоятельный выбор методов работы. Критика и дискуссии должны проводиться аргументировано и тактично. Недопустимым является выяснение отношений между коллегами и сотрудниками в присутствии детей и их родителей.
4. Соблазн работать «вразнос», забывая о своем здоровье и об интересах своих родных и близких. Например, психолог ДОУ, постоянно, даже в праздничные дни, устраивает дополнительные встречи с родителями или воспитателями и т. д. Это осложняется тем, что работа психологов в детском саду итак обычно осуществляется в режиме «скорой помощи».
Нередко отсутствие элементарной психогигиены труда психолога приводит его самого в психиатрическую больницу. Поэтому, как говорила на своих лекциях известный психотерапевт А. С. Спиваковская, «психолог не должен глубоко погружаться в проблемы клиента», если он не обеспечил свои «тылы», которые позволили бы ему «выйти» из проблем консультируемого человека и «вернуться в свое нормальное состояние».
Задания для самоконтроля
1. Назовите основные этапы деятельности педагога-психолога, работающего в ДОУ.
2. Выделите основные уровни адекватности запроса родителей и педагогов, обращающихся к психологу за помощью по поводу проблем воспитания, развития и обучения ребенка.
3. Перечислите основные сферы психологического воздействия на окружающую ребенка среду.
4. Объясните, в чем заключается основная цель психологического воздействия на ребенка и его окружение.
ФОРМЫ ОТЧЕТНОСТИ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА 1
Сначала обратимся к регламентирующим отчетную деятельность психолога документам.
ПРИЛОЖЕНИЕ К ИНСТРУКТИВНОМУ ПИСЬМУ МИНОБРАЗОВАНИЯ РФ ОТ 01.03.99 № 3 ФОРМЫ УЧЕТА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ОТЧЕТНОСТЬ ПЕДАГОГОВ-ПСИХОЛОГОВ
Педагоги-психологи, работающие в образовательном учреждении,
образовательном учреждении для детей, нуждающихся в психологи-
психологической и медико-социальной помощи, ведут учет проводимой работы по следующим формам 2:
1. План работы педагога-психолога образовательного учреждения
(Форма № 1).
2.Заключение по результатам проведенного психодиагностического исследования (Форма № 2).
3.Журнал консультаций психолога (Форма № 3).
4.Журнал учета групповых форм работы (Форма № 4).
5.Карта психолого-медико-социальной помощи ребенку (Формы № 5,
5А, 5Б, 5В).
6.Программа работы педагога-психолога с группой (Формы № 6, 6А).
7.Коррекционная работа (Форма № 7).
8.Программа коррекционно-развивающих занятий (Форма № 8).
10.Аналитический отчет о работе педагога-психолога (Форма № 10).
11.Аналитический отчет руководителя (методиста) муниципальной
методической службы (Форма № 11).
По итогам года педагоги-психологи представляют аналитический отчет о своей работе (Форма № 10) руководителю образовательного учреждения и руководителю муниципальной психологической службы.
2 Формы составлены на основании практического опыта регионов и
апробированы региональным центром социально-психологических исследований и диагностики Самарской области.
Данный отчет включается в отчетную документацию образовательного учреждения. Руководитель психологической службы муниципального уровня представляет по итогам года аналитический отчет (Форма № 11) руководителю муниципального органа управления образованием и руководителю психологической службы региона.
Итак, согласно Приложению к Инструктивному письму МинобразованияVРФ от 1.03.1999 № 3, основными (обязательными) формами отчетности педагога-психолога являются:
План работы;
Заключение по результатам проведения психолого-педагогического обследования (по требованию других лиц выдается только в неполном объеме);
Журнал консультаций;
Журнал учета групповых форм работы;
Карта психолого-педагогической и социальной помощи ребенку;
Программа работы педагога-психолога с группой;
Аналитический отчет о работе педагога-психолога за год;
Аналитический отчет руководителю муниципальной методической службы.
Педагог-психолог специализированного дошкольного учреждения ведет следующую документацию:
Карту психологического обследования ребенка;
Журнал планирования и учета групповых занятий;
Журнал планирования и проведения индивидуальных занятий;
Планы работы с семьей ребенка;
Программы групповой работы;
Перспективный план работы на год и на квартал;
Отчет о результатах психологической работы за год.
Вся документация педагога-психолога хранится в месте, недоступном для общего обозрения (сейфе, закрытом шкафу и т. п.) и может быть предъявлена по запросу профильных специалистов системы образования. На основании этих документов психолог может давать рекомендации учителю, родителям или лицам их заменяющим; делать выписки во внешние организации по запросу родителей.
Рассмотрим подробнее основные формы отчетности педагога-психолога в соответствии с этапами его работы и знакомства с детьми, родителями и сотрудниками ДОУ.
Первый этап работы педагога-психолога
На ПМПК 1 представляются следующие документы:
Свидетельство о рождении ребенка (предъявляется);
Заключение психолого-медико-педагогического консилиума образовательного учреждения, в котором ребенок обучается (представляется в муниципальную ПМПК), или - муниципальной ПМПК (представляется в региональную ПМПК);
Подробная выписка из истории развития ребенка с заключениями врачей: педиатра, невропатолога, сурдолога, офтальмолога, ортопеда (при необходимости получения дополнительной медицинской информации о ребенке ПМПК направляет
запрос соответствующим медицинским специалистам). При
отсутствии на местах перечисленных специалистов первичное медицинское обследование проводят специалисты ПМПК;
Педагогическое представление (характеристика);
Письменные работы по русскому (родному) языку, математике, рисунки и другие результаты самостоятельной продуктивной деятельности ребенка.
Иногда психологу приходится сталкиваться с клиническими диагнозами детей, которых родители или воспитатели приводят на ПМПК. В этом случае необходимы базовые медицинские знания, позволяющие декодировать «первичные диагнозы» детей, указанные в виде шифров в справках от невропатолога или психоневролога.
1 Примерное положение о психолого-медико-педагогической комиссии.
F80-Р89 - Расстройства психологического (психического) развития
F80.0 - Специфическое расстройство артикуляции (дислалия)
F80.1 - Расстройства экспрессивной речи (общее недоразвитие речи, моторная алалия)
F80.2 - Расстройства рецептивной речи (сенсорная алалия)
F80.81 - Задержка речевого развития, обусловленная социальной депривацией
F81.0 - Дислексия
F84.4 - Умственная отсталость с двигательной расторможенностью и стереотипными движениями
F84.5 - Синдром Аспергера
F90 -F98 - Эмоциональные расстройства и расстройства поведения
F90.0 - Нарушение активности и внимания
F90.1 - Гиперкинетические расстройства поведения
F90.8 - Другие гиперкинетические расстройства (микромозговая дисфункция (ММД))
F90.9 - Неуточненное гиперкинетическое расстройство
F91.0 - Расстройство поведения, ограниченное рамками семьи
F91.1 - Несоциализированное расстройство поведения
F91.2 - Социализированное расстройство поведения
F91.9 - Нарушение поведения неуточненное
F92 - Смешанные нарушения поведения и эмоций
F92.0 - Депрессивное нарушение поведения
F92.8 - Другие смешанные нарушения поведения и эмоций
F92.9 - Смешанные расстройства поведения и эмоций неуточненные (шизофрения, эпилепсия, РДА и др.)
Р93.0 - Тревожные расстройства у детей, вызванные разлукой
F93.1 - Фобическое тревожное расстройство в дошкольном возрасте
F93.2 - Социально тревожные расстройства в дошкольном возрасте
F93.3 - Нарушение вследствие сиблингового соперничества
F93.8 - Другие эмоциональные расстройства в дошкольном возрасте
F93.9 - Эмоциональное нарушение в дошкольном возрасте неуточненное
F94.0 - Элективный мутизм
F94.1 - Реактивное расстройство привязанностей в дошкольном возрасте (нарушение социальной взаимосвязи с эмоциональным расстройством, боязливость, настороженность, агрессия, самоагрессия, переживание страдания)
F94.2 - Нарушение привязанностей в дошкольном возрасте по расторможенному типу
F94.8 - Другие нарушения функционирования в дошкольном возрасте (недостаточная социальная компетентность)
F95 - Тики (отдельных мышечных групп)
F95.1 - Хронические моторные тики и вокализмы
F95.2 - Комбинирование вокализмов и множественных моторных тиков (синдром Жилль де ла Туретта)
F95.8 - Другие тики (лица, конечностей)
F95.9 - Тики неуточненные (негрубо и непостоянно)
F98.0 - Энурез неорганической природы
F98.1 - Энкопрез неорганической природы
F98.4 - Стереотипные двигательные расстройства (раскачивания тела, конечностей, кусание ногтей и сосание пальцев, самоповреждающие действия)
Р98.5 - Заикание
Необходимо заметить, что знание диагнозов должно помогать психологу в процессе подбора и уточнения методик первичной диагностики, но никак не служить поводом для их обсуждения как с родителями, так и с администрацией ДОУ: психолог не имеет права разглашать подобные диагнозы и/или использовать их против ребенка и его родителей.
В качестве одного из вариантов поведения в проблемной ситуации, требующей «обнаружения» диагноза ребенка, психолог может помочь в определении:
Уровня нарушения (нейрофизиологического, психологического и педагогического)и
Социального вектора его проявления (личность ребенка, родителя, воспитателя, сверстника).
В ПМПК ведется следующая документация:
Журнал записи на ПМПК;
Журнал учета детей, прошедших обследование;
Карта развития ребенка с протоколами, заключениями специалистов и окончательным коллегиальным заключением;
При наличии диагностики целых коррекционных групп -
данные предварительного и окончательного заключения;
Список специалистов и расписание их работы;
Нормативные документы соответствующих федеральных
органов по работе с детьми с отклонениями в развитии.
Если речь идет о диагностике как одном из направлений комплексной работы педагога-психолога в ДОУ, а не общей задачи работы целой «команды специалистов», то здесь тоже существуют определенные формы отчетности. Они делятся на предварительные (таблицы с указанием наиболее часто используемых диагностических методик), промежуточные (протоколы и карты обследования и т. д.) и итоговые (психолого-педагогические характеристики на детей, заключения и т. д.).
Методики как индивидуальной, так и подгрупповой форм диагностики педагог-психолог выбирает по своему усмотрению. В процессе диагностирования, как правило, их применяется несколько. Поэтому рекомендуется иметь отдельную форму регистрации наиболее часто применяемых методик.
Существует много хорошо разработанных методик диагностики эмоционального, познавательного и личностного развития дошкольников, поэтому мы не будем на них подробно останавливаться. Достаточно будет упомянуть такие книги, как: Бугрименко Е.А., ВенгерЛ.А. и др. «Готовность детей к
школе. Диагностика психического развития и коррекция его неблагоприятных вариантов»;
Бурлачук Л. Ф., Морозов С. М.
«Словарь - справочник по
психологической диагностике»;
Венгер А. А., Выгодская Г. Л., Леонард Э. И.
«Отбор детей в
специальные дошкольные учреждения»;
«Дети-сироты: консультирование и диагностика развития» /
Под ред. Е. А. Стребелевой;
«Диагностика и коррекция психического развития дошкольников»/ Под ред. Я. Л. Коломинского, Е. А. Панько;
ЗабрамнаяС.Д. «Наглядный материал для психолого-педагогического обследования детей в медико-педагогических комиссиях»;
«Клинико-педагогическое изучение детей со сложным дефектом»/ Под ред. М. С. Певзнер, Т. В. Розановой;
ЛурияА. Р. «Высшие корковые функции человека»;
Марцинковская Т. Д.
«Диагностика психического развития
детей. Пособие по практической психологии»;
Пантюхина Г. В., Печора К. Л., Фрухт Э. Л.
«Диагностика
нервно-психического развития детей первых трех лет жизни»;
«Психолого-педагогическая диагностика развития детей
дошкольного возраста»/ Под ред. Е. А. Стребелевой;
Урунтаева Г. А., Афонъкина Ю.А.
«Практикум по детской
психологии. Пособие для студентов пед. институтов, учащих
ся пед. училищ и колледжей, воспитателей детского сада»;
ХудикА.В. «Диагностика детского развития: методы исследования»;
Чиркова Т. И. «Психологическая служба в детском саду»;
ШванцараИ. «Диагностика психического развития».
Протокол обследования ребенка оформляется в виде таблицы с указанием следующих пунктов.
Пилинг-скатка: что это такое и как делать
Как вызвать Джеффа Убийцу из аниме?
Даэдрические принцы: Намира Безумный ум - Шеогорат
Когда делают первый скрининг при беременности
Как носится рубашка под мужской свитер?